ЧЕРКАССИЯ – ПОИСКИ ЗАБЫТОЙ СТРАНЫ

Алексей Евтушенко, кавказовед

«ЧЕРКАССИЯ – ПОИСКИ ЗАБЫТОЙ СТРАНЫ[1]»

(отрывки из научно-исторической повести)

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В первой части опубликованной в № 3 (28) альманаха «Ветер странствий» (ВС), под названием «Почему Пятигория?», я рассказал о том, какими странными событиями сопровождалась история выбора имени для города Пятигорска, создаваемого вместо курортного поселения Горячие Воды. О роли Пушкина, героев Отечественной войны 1812 года: генералов А.П. Ермолова, Н.Н. Раевского и Г.А. Емануеля в этой истории, об их победе, позволившей закрепить ИСТОРИЧЕСКИ ОБОСНОВАННОЕ ИМЯ за вновь создаваемым окружным городом. Всё это лучше прочитать, или перечитать, для тех, кто читал, да подзабыл, но ещё, я пообещал рассказать о «древнем Пятигорском княжестве», о котором упоминал в своём письме к дочери Екатерине Волконской генерал Н.Н. Раевский. Итак, продолжим.

ДРЕВНЕЕ ПЯТИГОРСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Сама мысль о возможности существования «в древности» на Кавказе княжества, жители которого говорили на славянском языке, вызывает протест и отторжение! Это противоречит всему тому, чему нас учили! Это противоречит общепринятой концепции прошлого! И вообще, есть ли какие-нибудь факты позволяющие говорить об этом?

В том то и дело, что фактов, более чем достаточно, но, поскольку они (эти подлые факты) не вписываются в академическую концепцию прошлого, их пытаются замолчать, либо игнорировать, либо извратить – больно уж они «неудобные». Вот с них, давайте и начнём…

ЧЕРКАССЫ

“Все Черные Клобукы

еже зовутся Черкассы…”

(из русской летописи – 1152 года,

Московский летописный свод)

Судя по отрывку из летописи, на Руси черкассы были достаточно хорошо известны, причём летописец отмечает, одно из внешних отличий черкассов чёрные шапки – «Черные Клобукы».

Вот только название этого народа какое-то странное, непривычное, от него «так и веет Кавказом!». Современная историческая «наука» не смогла, либо не захотела, этимологизировать этот этноним, хотя задача эта не самая сложная[2]. Любой читатель обладающий «чувством языка» распознает в этом этнониме (в латинском написании – Circassi) двусложное слово, состоящее из Circ[3] и assi. Почему для этимологизации лучше использовать латинское написание? – здесь несколько обстоятельств: во-первых, так их называли римляне, которые либо сами дали этому народу такое имя, либо латинизировали непонятный для них этноним; во-вторых, в письменных источниках от античности до позднего средневековья, название этого народа чаще всего указывается на латыни. Тоже самое и на западноевропейских средневековых картах, хотя с середины XVI века этноним черкассы появляется сперва в латинском и немецком написании, а в начале XVIII века и во французском – карта Делиля 1706 года, где на участке карты изображающей Северный Кавказ размещена надпись крупным шрифтом: дугою “СIRCASSIE PAYS DES CIRCASSES” – “ЧЕРКАССИЯ СТРАНА ЧЕРКАССОВ”, но, на каком бы языке эта надпись не встречалась, суть дела от этого не меняется.

АССЫ (или АЗЫ) – название древнего воинственного народа давшего своё имя крупнейшему континенту Земли – Азии (или Ассии). Так же по их имени названо море, на берегах которого они обитали – Азовское море (или море АЗОВ/ассов) и город Азов. Возраст города – несколько тысячелетий (именно там проводил свои последние раскопки известный путешественник и учёный Тур Хейердал), первые письменные упоминания города, под этим именем, известны с конца XI – начала XII века.

Итак, что же означает этноним черкассы? – буквально «КРУГ АССОВ»! Известно, что вплоть до наших дней «КРУГ», как форма организации самоуправления, имелся только у одного народа имеющего историю древнюю и славную – у казаков!

Понимаю, что в этом месте не только историки-профессионалы, но и просвещённые читатели, вздрогнут, а затем, дружно воскликнут: «какая древняя история может быть у казаков? Откройте любой учебник для школы, либо для университета – там ясно написано, казаки это сброд, беглые холопы!» – вот именно, представление о прошлом умело формируются за счёт силы печатного слова и БЕСКОНЕЧНОГО ТИРАЖИРОВАНИЯ придуманных «истин».

Об абсурдности «холопской теории» происхождения казаков писали многие честные исследователи прошлого, но не будем прятаться за спины авторитетных учёных, даже таких как Л.Н. Гумилёв[4], который «холопскую теорию» беспощадно высмеивал, лучше обратимся к известным и непреложным фактам, дабы читатель сам мог разобраться – где истина!

Итак, что связывает древний народ воинов-черкассов и казаков (беглых холопов?!), судите сами.

Обратимся вновь к уже упоминавшейся карте Гийома Делиля напечатанной во Франции в 1706 году.

В юго-западной части карты (на территории нынешней Украины), размашистой дугою надпись:UKRAINE PAYS DE COSAQUES (т.е. УКРАИНА СТРАНА КОЗАКОВ), подчёркнуто синим цветом.

В среднем течении Днепра, практически в самом центре нынешнего государства Украины, расположена

Делиль, Юг Московии (фрагмент).

По заключению академика Рыбакова в ее основе – русский чертеж 1526 года.

ЧЕРКАССКАЯ ОБЛАСТЬ. Областной центр – город ЧЕРКАССЫ, известен с 1394 года[5]. Город заложен и построен выходцами с Северного Кавказа – ЧЕРКАССАМИ-ПЯТИГОРАМИ.

Как и когда они попали на Днепр? Давайте заглянём в казачий словарь справочник,[6] составленный Губаревым Г.В.. Во втором томе есть специальная статья, посвящённая пятигорским черкассам, вот некоторые фрагменты из неё:

 «ПЯТИГОРСКИЕ ЧЕРКАСЫ — часть народа известного по русским летописям, как Касоги, Косаги, Касаги и Казягъ; проживали у верховьев Кубани севернее Пяти Гор (Бештау), иначе говоря, на юго-восточной окраине Земли Касак, указанной в персидской географии X в. Гудуд ал Алэм»… Хорошо, подумает пытливый читатель, но как же и когда пятигорские черкасы попали на Днепр? В статье даётся ответ и на этот вопрос: «Из числа П.Ч. татарский баскак Ахмат в 1282 г. принял к себе на службу отряд Казаков, которые после построили город Черкасы на Днепре. Они там были и при Татарах, а после считались Запорожцами. Описание этого события изъято из рукописи первоначальной Лаврентьевской летописи и в издании 1962 г. сообщается: «Здесь в летописи не достает нескольких листов». Но этот пробел остался в памяти благодаря старинным историкам Болтину[7] и Татищеву[8], которые, вероятно, эти листы еще в своем распоряжении имели. В Ермолинской летописи, изданной в 1910 г. под годом 1445 сказано; «тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди и приде к ним две тысячи Казаков». Здесь речь, несомненно, идет о стране Черкасской, потому что в ином случае по правилам древнего слога было бы: «послали в город в Черкасы» (т.е. в середине XV века о Кавказской Черкассии не только помнили, из неё пополняли казаками войска! – А.Е.).

Ну, кажется, с историей возникновения города Черкассы на Украине и тем, кто принёс туда этноним ЧЕРКАССЫ, мы с Вами немного разобрались, но разговор о Черкассах и Казаках необходимо продолжить, а карта Делиля содержит ещё немало интересной информации.

Посмотрите на уже упоминавшийся фрагмент, на котором изображены низовья Дона и Северный Кавказ.

Обратите внимание на чрезвычайно интересную надпись, выполненную двумя плавными полу дугами вдоль западного берега нижнего течения реки Дон: “Cosaques Donski ou Czercasses”, в переводе с французского – “Казаки Донские они же Черкассы”.

Значит, и соста-вители русских чертежей, и те, кто пользовался ими в Западной Европе как основой для созда-ния собственных карт, называли каза-ков живших на Дону и на Днепре, казаками-черкассами.

Делиль, Юг Московии (фрагмент – Северный Кавказ).

В то время, когда чертили эти карты, и в России и в Европе ещё помнили, кто такие черкассы! Интересно, что издание карты Делиля было предпринято вскоре после начала (в 1696 году) аннексии Петром I казачьих земель. Кстати, новая столица донских казаков, построенная в начале 19 века, так же, до сего дня, именуется НОВОЧЕРКАССКОМ! Прежняя столица, основанная по данным одного из первых русских историков Болтина в 1569 году, называлась ЧЕРКАССКИМ городком!

На участке карты изображающей Северный Кавказ размещены следующие надписи: крупным шрифтом: дугою расположено “СIRCASSIE PAYS DES CIRCASSES” – “ЧЕРКАССИЯ СТРАНА ЧЕРКАССОВ”, ниже, внутри этой дуги, более мелким шрифтом, горизонтальная надпись: “PETIGORIE” – т.е. “ПЯТИГОРЫ” и еще ниже, (южнее и ближе к горам, но также внутри дуги) горизонтальная надпись: “САBARDINIE” – “КАБАРДИНИЯ”, т.е. КАБАРДА. Северо-восточнее участка дуги, на котором нанесены слова “СТРАНА ЧЕРКАССОВ”, так же имеется надпись, выполненная в две строки: “GREBENSKAIA COSAQUES”, которая также читается без труда – “ГРЕБЕНСКИЕ КОЗАКИ” (т.е. – гребенские казаки), а еще восточнее, вдоль Волги – указаны ногайцы (для удобства читателей, все рассматриваемые надписи подчеркнуты, синей линией).

Итак, в конце первой трети 16 века (напомню, это время создания русского чертежа, который Делиль взял за основу для своей карты), в государстве Московском, знали на территории Северного Кавказа страну Черкассию и народы: пятигоров, кабардинцев, гребенских казаков и ногайцев. Делиль издавший свою карту в начале XVIII века, либо иных сведений не имел, либо был согласен с такой этнографической картиной.

ГЛАВНЫЙ ВЫВОД: ЧЕРКАССЫ и КАЗАКИ – суть названия одного и того же народа. ПЯТИГОРЫ (или пятигорцы) – указатель территориальный. Ну, а о горе Пятигории, государстве Пятигорском – поговорим немного позднее.

НЕБОЛЬШОЕ, НО СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМОЕ ПОЯСНЕНИЕ.

Вообще, необходимо отметить, что среди многих западных историков отношение к «казачьей проблеме» весьма отличается от позиции отечественных историков, особенно, «советской школы». Скажем борьбу казачьих атаманов С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачёва и других, с Москвою, закончившуюся лишь в конце XVIII века разгромом последней казачьей военно-демократической республики Запорожской Сечи при Екатерине II, так и называют – казачьими войнами. В отечественной историографии, до 1917 года эти события называли «казачьим воровством», а с установлением «советской» власти, им присвоили статус «крестьянских восстаний», служивших примером «непримиримой классовой борьбы».

Противостояние Разина – «Романовых», теми же историками, рассматривается как борьба двух династий, причём, притязания казачьей «династии» на власть, многие считают более обоснованными, нежели власть, полученная потомками обедневшего выходца из Пруссии Фёдора Кобылы, (фамилия Романовы – псевдоним), но, об этом лучше рассказать в отдельной главке.

Прочитанное Вами выше – не является «военной тайной», все сведения получены из открытых источников, но для того, что бы добраться до этих фактов, как правило, чрезвычайно разрозненных, требуется хотя бы минимальная профессиональная подготовка, много времени и Цель, которой стремишься достигнуть.

Поскольку представления о прошлом у нас формируют в школе, а затем в ВУЗе, (роль домашнего образования, как правило – минимальна), представления у большинства людей в этой области знаний искажённые и весьма поверхностные. Единственное, что спасает читающую часть общества – мощное наследие оставленное нам титанами XIX века, один Пушкин чего стоит!

Примеров можно привести множество. Попробуйте ответить сами себе, что Вы могли бы рассказать про Запорожскую Сичь, опираясь на знания, полученные в школе (ВУЗе)? А уж если что-то и расскажете, то благодаря гению Гоголя оставившему для нас яркие и образные картины из жизни запорожских черкассов или великолепного полотна Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», к написанию которого он готовился более 15 лет, изучая этнические особенности казаков-черкассов, их язык и вооружение, даже археологические раскопки проводил! А ведь Илья Ефимович был живописец, а не историк…

За долгие годы поисков мне удалось найти немало средневековых карт, на которых указывается страна Черкассия, народ пятигоры, казаки-черкасы и другие комбинации из этих названий. Это сейчас всё просто, вышел в I-net, набрал, скажем, «Картографическая ROSSICA» и «вывалятся» на тебя десятки карт – выбирай что нужно, а раньше, поиск нового источника занимал годы, а каждая удача приносила огромную радость.

СВИДЕТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННИКОВ

Карты – это наглядно, доступно, но имеются ли ещё какие-либо свидетельства помимо карт? Да, и, как говорится, с избытком. Одним из самых известных и авторитетных средневековых авторов, открывшим для читающей Европы государство Московское, является Сигизмунд Герберштейн.

“Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн побывал в Москве в 1517 и в 1526 гг. Герберштейн одним из первых рассказал европейскому читателю о жизни, нравах народов Руси… Ему удалось познакомиться с такими памятниками древнерусской письменности, которые не сохранились до наших дней и известны лишь в его переводах. Всё это делает книгу ценнейшим историческим источником”. – Из аннотации к книге Сигизмунда Герберштейна “Записки о Московии”[9]..

«…Славянский язык, ныне искаженно именуемый склавонским, распространен весьма широко: на нем говорят далматинцы, босняки, хорваты, (следует длинное перечисление народов говорящих на славянских языках – А.Е.) а еще поляки и русские [властвующие над обширными территориями] и ЧЕРКЕСЫ-ПЯТИГОРЦЫ (CIRCASI-QUINQUEMONTANI, CIRCASSEN IN FUNFF PERGEN) У ПОНТА…»[10] (выделено мною – А.Е.).

Вот здесь то и начинается самое интересное! Что это за черкесы-пятигорцы появляются в списке народов говорящих на славянских языках? Обратите внимание, у Герберштейна написано вначале на латыни (ЧЕРКАСЫ-ПЯТИГОРЫ), а потом по-немецки – ЧЕРКАССЫ – В ПЯТИ ГОРАХ. Причём, как ни читай, а получается ЧЕРКАССЫ (или ЧЕРКАСЫ), но не ЧЕРКЕСЫ! Видимо редколлегия НАУЧНОГО издания решила Герберштейна «подправить», поскольку он не смог учесть грядущих этнических и исторических подтасовок.

Что за проблема, в чём разница между черкассами и черкесами?

Оба этих термина – этнонимы. Этноним черкассы имеет возраст не менее двух тысяч лет, а этноним черкесы[11] появился не ранее второй половины XVII века, а, скорее всего позднее, опять таки, как искажённый турками-османами, этноним черкассы. Установить время его появления более точно – очень сложно, поскольку подмена термина черкассы – черкесами приобрела «повальный» характер в изданиях научных, учебных, популярных. Добраться до всех первоисточников, написанных на разных языках, исследователю одиночке – дело нереальное, поэтому огромную ценность приобретают научные издания, в которых основной текст даётся в переводе, а термины и названия приводятся на языке оригинала. Обычно, исходные тексты в научных изданиях, сопровождаются обширными комментариями, которые готовят коллективы специалистов по различным отраслям знаний. Я ограничился одним, но достаточно характерным, примером подлога. Тема эта серьёзная и заслуживает отдельного разговора, а мы вновь вернёмся к книге Герберштейна.

«… Поднявшись оттуда вверх по Борисфену, увидишь на левом берегу город Черкассы (Circas), (выделено мною – А.Е.) а еще выше весьма древний город Киев (Chiovia, Chiow), некогда столицу Руссии»[12] – здесь Черкассы это не этноним, а топоним, город носит имя создавшего его народа.

Причём, в этом месте, у авторов НАУЧНОГО издания сомнений нет, и хотя написано точно также как и в первом случае (Circas), правда, без окончания, но название города они передают уже не как Черкесы, а, как и написано – Черкассы, а куда деваться, город, носящий это имя, существует и поныне. Кстати, ещё одно любопытное свидетельство Герберштейна, на сей раз уже о КАВКАЗСКИХ Черкассах:

«…В этих местах … находятся горы, в которых обитают черкесы (Circassi) или цики (Ciki)657. Полагаясь на неприступность гор, они не подчиняются ни туркам, ни татарам. Однако русские свидетельствуют, что они христиане [живут по своим законам], согласны с греками в вере и обрядах и совершают богослужение на славянском языке, который у них в употреблении (выделено мною – А.Е.). Это крайне дерзкие морские разбойники, ибо по рекам, стекающим с гор, они спускаются на судах в море и грабят всех, кого могут, в особенности плывущих из Каффы в Константинополь»[13].

Сноски с трёхзначными номерами – из комментария к книге «Записки о Московии» – издания, на которое я ссылаюсь. Вот, что сообщают в этих сносках:

[657] Черкесы (цики, самоназвание — адыге) в начале XVI в. вели ожесточенную борьбу за независимость против Османского султаната и его вассала — Крымского ханства (Некрасов А. М. Западный Кавказ в системе международных отношений последней четверти XV — первой половины XVI в. — М., 1983. — С. 17). Об их религии см.: Гарданов Б. А. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. — Нальчик, 1974. — С. 32—33. Ср. коммент. 43».

Ну, здесь уж невозможно удержаться и не прокомментировать КОММЕНТАРИЙ НАУЧНОГО издания. О «неумении» правильно прочитать этноним или топоним, записанный по-немецки или по латыни, писать вновь уже неудобно. Что касается этнонима ЧИГИ (в латинском написании ЦИКИ – Ciki), то он хорошо известен историкам, этнографам, и никакого отношения к адыгам[14] никогда не имел. Например, вот как его объясняют авторы КСС[15]:

«ЧИГА – в средние века название какого-то причерноморского племени; упоминается в «Слове о полку Игореве». Это имя до наших дней сохраняется в названии города Чигирина (Черкасской области – А.Е.) и в насмешливом прозвании Казаков Русскими. Южные Донцы (т.е. казаки, живущие в низовьях Дона – А.Е.) применяют его в том же значении к своим Верховым (Донцам – А.Е.): «Чига лыко драла, чига лапти плела»[16]».

Да, стремление, а правильнее сказать «бесплодные попытки», любою ценой связать имя ЧЕРКАССОВ с каким либо адыгским племенем, приобрели у наших историков и этнографов маниакальный характер…

Помимо книги Герберштейна, нельзя не вспомнить чрезвычайно любопытное, ещё более раннее свидетельство: “… итальянца А. Контарини, побывавшего на Северном Кавказе в 1478 г., многие татары (монголы) кочевали “на равнинах Черкесии”, причём, по его словам, они “постоянно грабят черкесов и русских”…[17]. Вновь вынужден напомнить о «неумении» правильно читать этнонимы и топонимы, записанные на других языках. Вот и Контарини подправили авторы (ИК), вместо «равнин Черкассии и черкассов» появляются «черкесы и Черкесские равнины», но, вот что не учли авторы, использовавшие цитату, ОТКУДА, В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XV ВЕКА, “на равнинах Черкесии” взялись русские?! (Вообще, литературный, романтизированный образ «горного хищника-черкеса», был создан в XIX веке. Долгое время искали, к какому народу это имя можно «прилепить» и, наконец, остановились на одном из адыгских племён, но закрепить юридически (имя черкес), смогли лишь в конце первой трети XX века. Так что «горные хищники» «на равнинах Черкесии», это почти то же самое, что «подводная лодка в степях Украины».

Так же, ещё до Герберштейна, польский историк и культурный деятель Мацей Меховский (1457 – 1523) в «Трактате о двух Сарматиях» (1517), различает Европейскую и Азиатскую Сарматии. В Европейской Сарматии проживали, по Меховскому, вандалы и славяне (западные, южные и восточные). Среди восточных славян он выделил группы руссов – черкассов (малороссов), их земли в то время входили в состав Речи Посполитой, а также московитов. И тех и других он почитал потомками роксалан. За Доном же, в Азиатской Сарматии, Меховский указал «пятигорских черкассов»: «Дальше, к югу, – писал он, – есть ещё какие-то остатки черкассов. Это весьма дикий и воинственный народ, по происхождению и языку – русские».

В конце XVI века, хорватский писатель Мавро Орбини, бывший архимандритом Рагузским, назвал пятигорцев и черкассов большим и могущественным народом и поставил их в ряд с иными великими славянскими народами. В книге «О славе славян», изданной на итальянском языке в Пезаро в 1601 году (Orbini M. «De gli Slavli et progressaro dell loro»), Орбини написал: «К нации и языку славянскому относятся не только те, кто проживает в Далмации, Иллирике, Истрии и на Карпатах, но также и многие другие большие и могущественные племена: Болгары, Рации или Рассияне, Сербы… Пятигорцы, которые жилища имеют на пяти горах, Руссы, Подолии, Поляне, Московиты и Черкасы…».

По свидетельству польских хроник, в средине XVI в. армия В. княжества Литовского пополнилась Пятигорским гвардейским полком. Именно тогда Кавказская Черкасия была окончательно занята Турками; на Дон р. Днепр в связи с этим должна была придти новая волна переселенцев, принесшая с собою и Черкасов-мореходов, известных историкам с древних времен [помните, у Герберштейна: «Это крайне дерзкие морские разбойники, ибо по рекам, стекающим с гор, они спускаются на судах в море и грабят всех, кого могут, в особенности плывущих из Каффы в Константинополь»]. Во всяком случае, далекие морские походы Казаков на Крым и Турцию начались только во второй половине XVI в. Другие же П.Ч. ушли от Бештау (ПЯТИГОРИИ – А.Е.) глубже в горы, проживали между Кабардинцами и там назывались Казаровцами (Ригельман[18][19] – (шрифтовые выделения мои – А.Е.).

Итак, даже из приведённых фрагментов статьи можно почерпнуть много интересной информации для анализа исторической и этнической ситуации сложившейся на Северном Кавказе в период с начала XV и до середины XVI веков. Нашествие Тамерлана на рубеже XIV-XV веков, экспансия турков-османов c XV и до конца XVIII века радикально изменили этнический состав этого огромного региона.

Основная часть автохтонного населения, проживавшего здесь, вынуждена была уходить на севера′, к южным границам русских княжеств, поближе к русским – народу РОДСТВЕННОМУ по происхождению, вере и языку.

Что касается малой части «СВИДЕТЕЛЬСТВ», приведённых выше, думаю, они достаточно убедительно подтверждают: территорию Северного Кавказа с древнейших времён, вплоть до середины XV века населяли казаки – черкассы и пятигоры – НАРОДЫ СЛАВЯНСКОЙ РЕЧИ!

ПРИСОЕДИНЕНИЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА К РОССИИ

Прошло немногим более сотни лет со времени ухода основной массы пятигоров и казаков-черкассов с Северного Кавказа, а гнёт турков-османов и их вассалов, крымских татар, стал невыносимым. Грабежи, захват в плен населения для последующей продажи на невольничьих рынках Средиземноморья, уничтожение тех, кто пытался сопротивляться – всё это заставило народы, занявшие опустевшие земли Предкавказья, искать защиты и покровительства московского царя. Вот как об этом рассказывают различные исторические источники.

Цитата первая:                         

“В 1552 г. в Москву прибыли, видимо, первые представители черкесов, адыгейцев и кабардинцев и заявили о желании своих народов войти в подданство Русского государства. …Посольство просило, чтобы «их государь пожаловал, вступился в них, а их с землями взял к себе в холопи, а от Крымского царя оборонил»».[20]

Необходимо обратить самое пристальное внимание на первое предложение в первой и во второй цитатах. В них говорится об одних и тех же событиях, но в первом случае цитата дана в изложении авторов “ИСТОРИИ КАБАРДЫ” (ИК), а вот, как об этом событии сообщает “Книга степенная царского родословия”: (цитата вторая)

«И в том же лето приидоша служити ко царю и великому князю мнози князи, иже бяху в Черкасех, от всея Пятигорские земля, дающеся государю и з жёнами и з детми и со всем своим Пятигорским государством…»[21]

Нельзя не заметить, что авторы “Истории Кабарды” существенно доработали “несовершенный” первоисточник, где ясно написано (цитата вторая): “…пришли служить к царю и великому князю многие князья, живущие в Черкасах, от всей Пятигорской земли, отдающиеся государю и с жёнами и с детьми и со всем своим Пятигорским государством …”.

Ни о Черкассах (обратите внимание! черкассы вновь заменены на черкесов), ни о Пятигорском государстве авторы “ИК” упоминать не стали, зато указали представителей тех народов, которые, ПО ИХ МНЕНИЮ, предстали перед Иваном Грозным. Считаю, что это очередной, весьма характерный пример совершения исторических подлогов!

Отметим, что прибывших восприняли как представителей Пятигорского государства!

Приведём ещё одно чрезвычайно интересное свидетельство историка Гордеева, писавшего об этом же событии в начале 20 века: (цитата третья)

«В 1553 году в Москву прибыли кабардинские князья бить челом царю, чтобы он принял их в подданство и защитил против крымского хана и ногайских орд. С этим посольством в Москву прибыло посольство и от гребенских казаков, живших на р. Сунже и соседствовавших с кабардинцами. (Глав. Упр. Каз. Войск. Стр. 90)”[22] – сокращение в круглых скобках означает: Главное Управление Казачьих Войск. Итак, перед нами ещё один вариант изложения события произошедшего в середине 16 века. Главная особенность – чётко указаны народы, которых представляло посольство: КАБАРДИНЦЫ И ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ.

ПЯТИГОРЦЫ И КАЗАКИ-ЧЕРКАССЫ

В РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Встречаются они и в работах современных исследователей, правда, посвящённых совсем иным темам. Скажем в книге Курбатова[23] «Тихвинское осадное сидение 1613 г.[24]» приводятся поистине бесценные факты: «Помимо запорожской «ездящей пехоты», с 1612 г. в составе шведско-новгородских войск действовала еще и настоящая польско-литовская конница — 300 поляков, литовцев и черкас, которые ушли от Ходкевича в 1611 г. по окончании ливонских кампаний — также из-за неуплаты заслуженного жалования. … По роду службы это были, скорее всего, и легковооруженные всадники («казаки»), и копейщики — «пятигорцы» и «гусары»: польско-литовская конница того времени состояла из этих бойцов почти в равной пропорции» (шрифтовые выделения – мои А.Е.).

Изображение внизу – рисунок «Запорожец», из книги Курбатова.

Опираясь на исторические документы, автор характеризует и национальный состав войска, в котором им выделяются поляки, литовцы и черкасы и «по роду службы», то есть по родам войск, на лёгкую и тяжёлую конницу. Если запорожские казаки-черкасы известны достаточно широко, (хотя не могу не заметить – наши историки и этнографы «лбы порасшибали» отыскивая адыгские корни у запорожских казаков), то вот упоминание о ПЯТИГОРЦАХ составлявших тяжёлую конницу, не может не удивлять: спустя много лет, память о народе ПЯТИГОРАХ не только сохранилась, но и дала имя особому роду войск – тяжёлой коннице!

Для современных историков и этнографов «черкасская проблема» стала настоящим проклятием. Дело в том, что существующая историческая концепция не оставляет места на этнической карте России для казаков. Вот и приходится им, бедолагам (генералам от истории и рядовым труженикам науки), придумывать, кого бы выдать за потомков кавказских черкассов, (главное – не казаков!). Слишком много сохранилось свидетельств о Кавказской Черкассии, все их уничтожить нельзя. Нельзя и замолчать существование Кавказской Черкассии, письменные сведения о которой имеются в различных документах, самые ранние из которых, известных мне, датируются серединой I века н.э.

Заметьте, нигде никаких следов Хазарского каганата!

Нет князей Черкесских, но – ЧЕРКАССКИЕ!!!


[1] Отрывки из научно-исторической повести «Черкассия – поиски забытой страны», подготовлены специально для альманаха «Ветер странствий», публикуются впервые.

[2] Независимыми исследователями предпринимались попытки этимологизации через языки иранской языковой группы.

[3] Circus – буквально круг (латинский).

[4] Гумилёв Л.Н. «Открытие Хазарии»

[5] Большой энциклопедический словарь. М. :Советская энциклопедия, 1991, т.2, стр. 631.

[6] Казачий словарь – справочник Ред. Скрылов А.И. – Сан-Ансельмо, Калифорния, США, 1968 г., в 3 томах.

[7] Болтин Иван Никитич (1735-1792), государственный деятель, член Военной коллегии, один из первых русских историков, труды по географии, источниковедению.

[8] Татищев Василий Никитич (1686-1750), известный государственный деятель, в 1741-1745 – Астраханский губернатор, труды по этнографии, географии, истории. Весь «советский» период его пятитомная «История российская с древнейших времён» (её первым редактором был М.В. Ломоносов), находилась под негласным запретом.

[9] Герберштейн С. Записки о Московии \ – М.: Изд-во МГУ, 1988.

[10] Там же, стр. 58.

[11] ЧЕРКЕСЫ [кавказ.] 1) самоназвание – адыге (см. адыги); народ, живущий гл. обр. в Карачаево-Черкессии и разговаривающий на кабардино-черкесском языке; 2) в Турции, Израиле и др. странах Востока все выходцы с Сев. Кавказа. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Минск, Современный литератор, 2007.

[12] Там же, стр. 59.

[13] Там же, стр. 181.

[14] АДЫГИ [кавказ.] общее название многочисленных в прошлом родственных племен Сев. Кавказа (часто называются черкесами); к А. относятся современные адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Минск, Современный литератор, 2007.

[15] Казачий словарь – справочник Ред. Скрылов А.И. – Сан-Ансельмо, Калифорния, США, 1968 г., том 3.

[16] Там же.

[17] История Кабарды с древнейших времен до наших дней. – Отв. ред. Смирнов Н.А. – М.: АН СССР, 1957. – 30 стр.

[18] Ригельман Александр Иванович (1720-1789), русский военный инженер, генерал-майор, труды по истории казаков.

[19] Казачий словарь – справочник, том 2, стр. 340-341.

[20]История Кабарды с древнейших времен до наших дней. – Отв. ред. Смирнов Н.А. – М.: АН СССР, 1957. – с. 37.

[21] Полное собрание русских летописей. (ПСРЛ). Т. 21, вторая половина. Книга степенная царского родословия. СПб, 1913, часть вторая. – 655 с.

[22] Гордеев А.А., История казаков: часть вторая. – М.: Страстной бульвар, 1982. – 28 с.

[23] Курбатов Олег Александрович, к.и.н., сотрудник Российского государственного архива древних актов, автор ряда публикаций по военной истории России XVII в.

[24] Курбатов О.А. Тихвинское осадное сидение 1613 г. — М.: Цейхгауз, 2006.

21090847