Византийцы

В 6 веке во времена императора Юстиниана черкесы находились под господством и влиянием византийцев. Этот великий император относился к черкесам доброжелательно и ввел у них христианство, которое процветало на Кавказе до тех пор, пока византийцы могли посылать епископов и священников. Черкесы, со своей стороны, выказывали ему большое уважение, называя его черкесским рыцарем и всячески превознося его имя. Они участвовали в его войнах, бывали на Олимпийских играх, служили в импера­торской армии и сражались против его врагов, особенно против готов.

Грузия была первой страной, принявшей христианство, и оттуда, через Осетию, оно распространилось и на севере Кавказа.

Первого епископа, прибывшего из Грузии, звали «шехник». Его приняли тепло и сердечно.

Распространение католической веры стало возможным только после захвата крестоносцами Стамбула и создания там Латинского государства. Это вероисповедание было принято убыхами, их предводитель Фарзахт был выдаю­щейся личностью и много способствовал утверждению этой религии в своей стране.

В знак признательности в 1333 году папа Иоанн II прислал ему письмо, в котором благодарит его за религиозное усердие.

Для черкесов, так же, как и для кавказцев вообще, самой важной и привлекательной во всем христианском учении была личность святого Георгия. Его благородная внеш­ность и мужественный вид, его рыцарские доспехи всегда производили на них особое впечатление. В нем они видели воплощение всех добродетелей, почитаемых на Кавказе.

До сих пор, несмотря на распространение ислама, он остается покровителем всех кавказцев. По-черкесски его зовут «Ауше-Герге» /что значит греческий Иисус/. Он обычно освящал мечи героев, например, мечи Андемиркана и «Сосруко», которые были выкованы «Тлепшем», святым кузнецом времени язычества, подобным Хефастосуд древних греков.

Падение Византийской империи имело для черкесов и кавказцев гибельные последствия, оно означало для них конец большого периода благоденствия, который больше никогда не повторился. Оно также положило конец попыткам императора приобщить их к учению и цивилиза­ции.

Окончательный крах христианство в Черкесии потерпело в 1717 году, когда турецкий султан Ахмед III и крымский хан Девлет Гирей объединились против кабардинцев и напали на них объединенными силами. Черкесы были разбиты и под угрозой огня и меча были . вынуждены выбирать между жизнью и принятием ислама. Христиан­ские священнослужители были убиты, святые книги сожжены, епископские посохи сломаны.

Те, кому случайно удалось избежать смерти, нашли приют у черкесской знати.

Священников называли «шоген» /учитель детей/, и со временем это название стало фамилией, многие черкесские семьи ведут свое начало от этих священников, часть которых была греческого происхождения, а часть римского.

Так как черкесский язык содержит исконные слова, обозначающие понятия письма, например, писатель, учитель, ученик, книга, бумага, буквы.., кажется оче­видным, что в какой-то период своего существования черкесы занимались литературной деятельностью.

Если это так, то, вероятно, этот период начался в Византийскую эпоху, когда они приняли христианство, или намного раньше, еще во времена синдов, которые, вместе с керкетами, входили в Киммерийскую империю и имели свою денежную единицу. Однако с падением Византийской империи, которая явилась последним Йерио-дом безопасности и возможности развития, их мирным занятиям пришел конец. После этого они были ввергнуты в бесконечные войны, чтобы выжить, им пришлось вести войны против азиатских народов и кочевников с Востока /монголов, хазар, татар/ и других. Долгие века они жили в полной изоляции и не имели никаких связей с Западом.

21090847